Кредитные финансовые компании

Финансовая компания — институт, кредитующий продажу товаров в оптовой и розничной торговле. В отличие от большинства других финансовых посредников основной функцией финансовых компаний является кредитование, а не привлечение денежных средств. Финансовые компании привлекают средства в больших суммах (через банковские ссуды или путем выпуска коммерческих векселей, акций и облигаций) и размещают их путем предоставления небольших по размеру потребительских кредитов. Хотя финансовые компании, как почти все коммерческие банки, занимаются потребительским кредитованием, их деятельность регулируется другими нормативными актами и законами. В частности, на деятельность финансовых компаний не распространяются ограничения по вопросам открытия филиальной сети, формирования портфеля активов, источников привлеченных ресурсов и т. д. Именно поэтому финансовым компаниям значительно легче осуществлять политику потребительского кредитования, чем коммерческим банкам. И последствия банковских кризисов в США не отражались на эффективности функционирования финансовых компаний. Финансовые компании США можно разделить на 3 вида: потребительские финансовые компании, финансовые компании по кредитованию продаж и финансовые компании по кредитованию бизнеса.

Потребительские финансовые компании. Потребительские финансовые компании специализируются на предоставлении кратко- и среднесрочных ссуд физическим лицам для покупки различных товаров/услуг (телевизоров, путевок и т.д.). Большинство кредитов эти финансовые компании предоставляют тем клиентам, которые не в состоянии взять кредит в каком-либо другом финансовом институте. Такие кредиты классифицируются как высокорисковые и поэтому предоставляются по довольно высокой процентной ставке. Деятельность потребительских финансовых компаний регулируется местными органами власти, и это регулирование затрагивает следующие пункты: максимальный размер предоставляемого кредита, условия возврата кредита и максимальный размер процентной ставки по ссуде. Как правило, потребительским финансовым компаниям разрешается устанавливать более высокую процентную ставку по кредитам, чем коммерческим банкам.

В настоящее время в стране насчитывается до 1750 потребительских финансовых компаний с более чем 10000 отделениями. В последнее время коммерческие банки увеличили потребительское кредитование посредством открытия финансовых компаний через банковские холдинговые компании. В отличие от банков филиалы финансовых компаний могут быть открыты более чем в одном штате.

Финансовые компании по кредитованию продаж. Данная категория финансовых компаний занимается кредитованием продаж в рассрочку потребительских товаров длительного пользования. Они выдают кредит различным торговцам под проданные ими товары в рассрочку, покупая обязательства клиентов. Очень часто на практике финансовые компании по кредитованию продаж принадлежат либо производителям товаров, продажи которых кредитуются, либо розничным торговцам, через которых осуществляется продажа этих товаров. Эти финансовые компании непосредственно составляют конкуренцию коммерческим банкам и кредитным союзам, предоставляющим похожие кредиты потребителям и розничным торговцам, и банковским кредитным карточкам, посредством которых кредитуется большинство крупных покупок физических лиц. Для многих заемщиков кредиты, получаемые от финансовых компаний, обходятся дешевле, чем кредиты коммерческих банков, да и кредитный договор заключается намного быстрее.

Финансовые компании по кредитованию бизнеса. Данная категория финансовых компаний специализируется в кредитовании покупок оборудования, сырья, товарно-материальных запасов различными юридическими лицами. Финансовые компании по кредитованию бизнеса часто являются специализированными (по кредитованию отдельных видов производства, промышленности и торговли) и нередко занимаются факторинговой и лизинговой деятельностью. При факторинге финансовая компания покупает дебиторские счета клиента (обычно с дисконтом), а затем взыскивает долг непосредственно с должника клиента компании. При лизинге финансовая компания покупает оборудование и сдает его в долгосрочную аренду своему клиенту, часто с правом последующего выкупа.

Как уже было отмечено выше, финансовые компании привлекают средства посредством выпуска различных долговых обязательств. Номинальная цена этих долговых обязательств является довольно высокой, и поэтому они распространяются среди крупных инвесторов. Также финансовые компании часто открывают кредитную линию в коммерческом банке и используют ее для поддержания ликвидности. Бывает и так, что ресурсы, получаемые по кредитной линии в банке, обходятся дешевле, чем выпуск собственных ценных бумаг (особенно при отсутствии спроса на них). Структура пассива финансовой компании также сильно зависит от ее специализации. Финансовые компании по кредитованию продаж с хорошей репутацией часто привлекают средства путем выпуска коммерческих векселей; финансовые компании по кредитованию бизнеса часто используют долгосрочные облигации.